Как зарегистрировать права оперативного управления и хозяйственного ведения
Маргарита Пинашкина
Менеджер проектов
В российском законодательстве есть права, на основании которых за государственными или муниципальными организациями закрепляются здания или помещения, которыми они могут пользоваться и управлять. Это права оперативного управления и хозяйственного ведения.
В оперативное управление недвижимое имущество обычно передается организациям, для которых извлечение прибыли не считается приоритетом деятельности. Например, больницы, школы, библиотеки и другие учреждения. А, например, муниципальные кинотеатры имеют недвижимое имущество в хозяйственном ведении. Они ограниченно управляют недвижимым имуществом в том числе, для извлечения прибыли. Это довольно примитивное объяснение, но его достаточно легко запомнить.
Как сейчас регистрируется оперативное управление или хозяйственное ведение и как учитываются объекты?
Право хозяйственного ведения или оперативного управления может быть зарегистрировано только после того, как собственник недвижимого имущества сформировал объект в ЕГРН и зарегистрировал на него право. Собственник выпускает распоряжение о передаче недвижимого имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление и передает имущество подведомственному учреждению по акту приема-передачи.

Распоряжение и акт будут считаться правоустанавливающими документами. В соответствии с законом они должны быть представлены на регистрацию в двух подлинных экземплярах. Распорядительный документ обычно предоставляется в виде копии, заверенной в протокольном отделе органа, его издавшего. Такой экземпляр приравнивается к подлинному.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ пошлина за государственную регистрацию права оперативного управления не уплачивается, а вот за регистрацию права хозяйственного ведения организации придется заплатить 22 000 рублей.
Чтобы зарегистрировать право хозяйственного ведения или оперативного управления, объект недвижимости должен быть учтен в ЕГРН в том же в виде, как они описан в распоряжение о его передаче подведомственной организации. Если отличается планировка, количество комнат, площадь, есть несогласованная перепланировка по сведениям ЕГРН, то право ХВ или ОУ вам не зарегистрируют.

К сожалению, собственники государственного или муниципального имущества часто указывают в своих распоряжениях о передаче объектов не данные ЕГРН, а сведения БТИ, которые могут не совпадать с ЕГРН. Из-за этого, принимая помещение или здание по акту приема-передачи, организации прежде всего нужно проверить сведения в ЕГРН. Затем проверьте фактическую планировку на момент приемки помещения. Если описание объекта отличается от того, которое вы получаете по акту приема-передачи Территориального управления Росимущества или Департамента городского имущества Москвы, обязательно напишите обращение и просите содействия в приведении документов на объект в вид, указанный в акте приема-передачи.
К сожалению, не все изменения объекта реально согласовать. Сейчас в Москве есть проблемы с согласованием:

  • изменений фасада нежилых зданий - новые оконные или дверные проемы или заложение старых, устройство лестниц, крылец или тамбуров и так далее;
  • реконструктивных работ на объекте - изменение строительных объемов здания (увеличение или уменьшение), изменение капитальных стен и конструкций, обустройство лифтов, лестниц в здании и так далее. О том, что относится к реконструкции, а что к перепланировке, смотрите нашу статью.
Если в передаваемом вам объекте есть несогласуемые изменения или реконструкция, то принимая объект уведомьте орган, передающий вам муниципальное или государственное имущество, об обнаруженных вами расхождениях, и действиях, которые необходимо предпринять и просите доверенность, чтобы от их имени вносить изменения в объект. Потому что по закону вносить изменения, объединять или делить помещения может только правообладатель, например, город Москва или Российская Федерация.

Приготовьтесь к тому, что регистрация ОУ или ХВ займет у вас много времени, а, возможно, придется обращаться и в суд. Приведение сведений в ЕГРН об объекте в порядок - очень непростое дело. Порой для этого требуется длительная плотная работа с Росреестром, потому что ситуации действительно бывают безвыходными. Лучше, чтобы именно Росреестр рассказал и пояснил, как можно привести в порядок именно ваш объект.

Мы довольно часто сталкиваемся с такими объектами. Всегда стараемся разобраться и помочь. Но без преувеличений стоит сказать, что решение проблемы может быть не скорым.
Подпишитесь на рассылку
Один раз в 2-4 недели будем присылать полезные статьи в области кадастра и регистрации прав на недвижимое имущество.
Это бесплатно
Если вам нужна помощь с кадастровым учетом и регистрацией прав,
позвоните нам или оставьте свои контакты в форме. Мы ответим на все возникшие вопросы и поможем.
+7 499 136-53-55
info@corconsult.ru

Москва, ул. Казакова, д.6, стр.1, офис 605